Содержание музыкального
искусства весьма богато и разнообразно, и раскрывается оно с помощью
характерных именно для музыки выразительных средств: разнообразных мелодических
оборотов, регистров, темпов, музыкальных инструментов. Используя эти и другие
средства, композиторы создают множество разных характеров и образов.
Давайте обратимся к опере М.И. Глинки «Руслан
и Людмила», в которой присутствуют несколько очень ярких музыкальных образов: и
лирических, и героических, и эпических, и комических и гротесковых.
К героическим образам в «Руслане и Людмиле»
можно отнести самого Руслана. Оказавшись на пустынном поле, хранившем следы
былой битвы, Руслан, после глубоких раздумий, как истинный витязь, ищет меч,
которым он сразит злого Черномора:
Дай, Перун, булатный меч мне по руке,
Богатырский, закаленный в битвах меч,
В роковую бурю кованный!
Героических образов в музыке много, но,
наверное, один из самых ярких – это Иван Сусанин из оперы Глинки «Иван
Сусанин». В образе этого героя заключена великая сила духа, свойственная
русскому народу.
Главная героиня - Людмила – является лирическим
персонажем. Чтобы передать этот нежный образ юной девушки, похищенной злым
волшебником Черномором, Глинка использовал для ее характеристики высокий
женский голос – сопрано, а в аккомпанементе выделил соло скрипки. Вся партия
Людмилы состоит из распевной и гибкой мелодической линии.
В музыкальной культуре существует множество
лирических образов, к ним, например, принадлежит и Снегурочка, персонаж из
одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова.
Среди действующих лиц оперы «Руслан и
Людмила» мы встречаем Бояна – древнерусского певца и гусляра. В Киевской Руси
народные певцы и музыканты были постоянными участниками княжеских пиров. Боян –
яркий пример эпического образа в музыке. Чтобы передать звучание гуслей, на
которых Боян аккомпанирует себе, Глинка использовал в оркестре арфу и
фортепиано, которые своим тембром подражают гуслям.
Кстати, в русской музыкальной культуре есть
еще один легендарный гусляр – Садко, который также является эпическим героем.
Ему посвящена опера Римского-Корсакова «Садко». Здесь также для имитации
звучания гуслей используется арфа.
В опере «Руслан и Людмила» присутствует
довольно комичный персонаж – Фарлаф, один из женихов Людмилы. В своей поэме А.С.
Пушкин так характеризует Фарлафа:
…Крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей…
В Арии Фарлафа наиболее полно раскрыты
основные черты его образа – трусость и бахвальство. Обычно хвастунишки много
говорят, поэтому композитор выбрал для арии очень быстрый темп. Вокальная
партия, написанная для баса, напоминает скороговорку. Все это производит
комическое впечатление.
Комические образы имеются не только в
оперной музыке, например в сюите М. Мусоргского «Картинки с выставки» есть
забавный номер под называнием «Балет невылупившихся птенцов».
Среди персонажей оперы «Руслан и Людмила»
встречается злой волшебник Черномор, похитивший прекрасную Людмилу. Это
гротесковый образ, потому что в нем причудливо сочетается реальное и
фантастическое, комическое и безобразное. Необычна музыкальная характеристика
Черномора: он нигде не поет, его роль играет не певец, а артист, который
изображает его в движениях, жестах и позах. Злой волшебник ярко представлен в
фантастическом Марше, исполняемом двумя оркестрами: симфоническим и духовым.
Мелодия марша угловатая, скачкообразная. Слушая Марш, мы представляем, как
торжественно идут рабы и слуги Черномора, и важно выступает он сам – уродливый
старый карлик с огромной бородой. Эту бороду на подушках несут арапчата.
Несмотря на множество действующих лиц в
опере «Руслан и Людмила», в ней представлены далеко не все образы, существующие
в музыкальной культуре. В частности, в ней нет яркого драматического персонажа,
такого, как Князь Игорь в одноименной опере А.П. Бородина. История Князя Игоря
трагична: его дружина пала в схватке с половцами, а сам он попал в плен к
половецкому хану. Характер Игоря раскрывается в его Арии, полной драматических переживаний
о своей участи пленника, о судьбе Руси и оставленной на Родине жене Ярославне.
Итак, вы познакомились с основными типами
музыкальных образов на примере замечательных русских опер. |