Главная » 2009 » Декабрь » 12 » МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ
18:14
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

      Содержание музыкального искусства весьма богато и разнообразно, и раскрывается оно с помощью характерных именно для музыки выразительных средств: разнообразных мелодических оборотов, регистров, темпов, музыкальных инструментов. Используя эти и другие средства, композиторы создают множество разных характеров и образов.
      Давайте обратимся к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», в которой присутствуют несколько очень ярких музыкальных образов: и лирических, и героических, и эпических, и комических и гротесковых.
      К героическим образам в «Руслане и Людмиле» можно отнести самого Руслана. Оказавшись на пустынном поле, хранившем следы былой битвы, Руслан, после глубоких раздумий, как истинный витязь, ищет меч, которым он сразит злого Черномора:

      Дай, Перун, булатный меч мне по руке,
      Богатырский, закаленный в битвах меч,
      В роковую бурю кованный!

      Героических образов в музыке много, но, наверное, один из самых ярких – это Иван Сусанин из оперы Глинки «Иван Сусанин». В образе этого героя заключена великая сила духа, свойственная русскому народу.
      Главная героиня - Людмила – является лирическим персонажем. Чтобы передать этот нежный образ юной девушки, похищенной злым волшебником Черномором, Глинка использовал для ее характеристики высокий женский голос – сопрано, а в аккомпанементе выделил соло скрипки. Вся партия Людмилы состоит из распевной и гибкой мелодической линии.
      В музыкальной культуре существует множество лирических образов, к ним, например, принадлежит и Снегурочка, персонаж из одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова.
      Среди действующих лиц оперы «Руслан и Людмила» мы встречаем Бояна – древнерусского певца и гусляра. В Киевской Руси народные певцы и музыканты были постоянными участниками княжеских пиров. Боян – яркий пример эпического образа в музыке. Чтобы передать звучание гуслей, на которых Боян аккомпанирует себе, Глинка использовал в оркестре арфу и фортепиано, которые своим тембром подражают гуслям.
      Кстати, в русской музыкальной культуре есть еще один легендарный гусляр – Садко, который также является эпическим героем. Ему посвящена опера Римского-Корсакова «Садко». Здесь также для имитации звучания гуслей используется арфа.
      В опере «Руслан и Людмила» присутствует довольно комичный персонаж – Фарлаф, один из женихов Людмилы. В своей поэме А.С. Пушкин так характеризует Фарлафа:

      …Крикун надменный,
      В пирах никем не побежденный,
      Но воин скромный средь мечей…

      В Арии Фарлафа наиболее полно раскрыты основные черты его образа – трусость и бахвальство. Обычно хвастунишки много говорят, поэтому композитор выбрал для арии очень быстрый темп. Вокальная партия, написанная для баса, напоминает скороговорку. Все это производит комическое впечатление.
      Комические образы имеются не только в оперной музыке, например в сюите М. Мусоргского «Картинки с выставки» есть забавный номер под называнием «Балет невылупившихся птенцов».
      Среди персонажей оперы «Руслан и Людмила» встречается злой волшебник Черномор, похитивший прекрасную Людмилу. Это гротесковый образ, потому что в нем причудливо сочетается реальное и фантастическое, комическое и безобразное. Необычна музыкальная характеристика Черномора: он нигде не поет, его роль играет не певец, а артист, который изображает его в движениях, жестах и позах. Злой волшебник ярко представлен в фантастическом Марше, исполняемом двумя оркестрами: симфоническим и духовым. Мелодия марша угловатая, скачкообразная. Слушая Марш, мы представляем, как торжественно идут рабы и слуги Черномора, и важно выступает он сам – уродливый старый карлик с огромной бородой. Эту бороду на подушках несут арапчата.
      Несмотря на множество действующих лиц в опере «Руслан и Людмила», в ней представлены далеко не все образы, существующие в музыкальной культуре. В частности, в ней нет яркого драматического персонажа, такого, как Князь Игорь в одноименной опере А.П. Бородина. История Князя Игоря трагична: его дружина пала в схватке с половцами, а сам он попал в плен к половецкому хану. Характер Игоря раскрывается в его Арии, полной драматических переживаний о своей участи пленника, о судьбе Руси и оставленной на Родине жене Ярославне.
      Итак, вы познакомились с основными типами музыкальных образов на примере замечательных русских опер.

Просмотров: 6487 | Добавил: wppl2006 | Рейтинг: 2.4/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Расскажи друзьям: