Главная » 2009 » Октябрь » 31 » КАК И ОБЕЩАЛА...
14:32
КАК И ОБЕЩАЛА...

 Знаете ли вы, как звучит тишина?
Одним из первых, кого заинтересовал этот вопрос, был американский композитор и теоретик музыки Джон Кейдж (John Cage), который в 1952 году исполнил перед аудиторией свое музыкальное произведение «4' 33''" («4 минуты 33 секунды»), в котором нет звуков. В течение 4-х минут 33-х секунд на сцене не происходило ничего, кроме автора, сидевшего за роялем наблюдавшего за зрителями.

      Зачастую произведение это исполнялось следующим образом. На сцену выходил музыкант во фраке. И при бабочке. Садился за рояль. И начинал, вдохновенно откидывая голову и ловко перебирая пальцами – играть. В течение 4 минут 33 секунд. Не открывая крышку инструмента.
       Напрасно слушатели пытаются услышать какие-либо звуки, извлечённые музыкантом. Ведь, по замыслу композитора, не в музыканте дело, и не в рояле. Соль произведения заключается в тех звуках, которые окружают исполнение композиции, в тех звуках, которые издают сами слушатели.

Кейдж рассказывал, что на создание "4'33" его вдохновила выставка белых рисунков Роберта Раушенберга. Рисунки эти не были абсолютно белыми. На них отражались тени зрителей.

Композитор Джон Кейдж использовал в своих сочинениях необычные музыкальные инструменты (ветряное стекло, водный гонг (инструмент, играющий под водой), учитывал в музыке дефекты и текстуру бумаги, на которой напечатан нотный текст; переложил в звуки карту звездного неба, сочинял музыку из гадания по китайской Книге Перемен путем подбрасывания монетки.


Если верно, что стиль мышления композитора виден по партитурам его произведений, то наблюдение за тем, как оформлял свои партитуры Кейдж, очень любопытно.


Свою музыку он записывал, например, так ("What about the noise”):


27 : . . . . . +. . ( ( ( . . . . . + . + . . + + . . ) )

) . . . . . . . . . + + . + . . . + . . . . + . . . . 


30+ . . . . . + . . + . . . . . . . . . . . . . + . . . . . . 

29. . . + . . . . + . . . . . . . + + . . + . . . . . . . . 

. . . . + . . . . . . . . . . + . . + . . + + .


30 + . . + . . . ( ( ( ( ( ( ( ( ( . . . . . . . . + . . . . +

. . . + . . . . + + . + . . + . . . . . . . . . 


+ + . . . ) ) ) ) ) ) ) ) ) . . . . + + . . . + .


. + . + . . . . . + . . . . . . . . . + . . . . . . . . + . 


29. + . . + . . + . . . . + . . . + . . . . . . . . . . . . :


 

Особый кейджевский рояль (его обычно называют: более мягко – "подготовленным” и более жестко – "препарированным”) появился после того, как Кейджу пришла в голову мысль, что если засунуть в струны рояля болты, гайки, ластики и обрезки старых фетровых шляп, все это вместе очень интересно зазвучит.

Обычный рояль превращается в кейджевский всего за несколько минут, это очень удобно, многие пианисты держат у себя наборы для препарирования рояля; их даже уже продают в музыкальных магазинах.


Величайший парадокс заключается в том, что музыка Кейджа - в основном, скучная музыка. Это объясняют особенно глубоким постижением композитором смысла восточной философии. Произведения Кейджа во всем западном мире считаются образцом дзен-буддийской мысли; впрочем, что на этот счет думают сами дзен-буддийские мудрецы, остается неизвестным.


Должно ли это отрицательно сказываться на нашем отношении к его деятельности? Нисколько. Как выразился сам Кейдж, 


"Take it easy, but take it”.


 

Просмотров: 1184 | Добавил: wppl2006 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Расскажи друзьям: